mammik7272

Category:

Мифы о автокефалии

К концу 1970-х годов значительно изменился национальный состав епископата РПЦ: в нём появилось довольно много украинцев. Например, в 1977 году среди 75 представителей епископата был 21 уроженец Украины (из них 13 — с Западной Украины), в конце 1980-х годов с Украины происходили 25 из 77 епископов (в том числе 14 — с Западной Украины).
С осени 1989 года, вследствие прекращения государственного контроля над религиозной жизнью в СССР и в связи с пробуждением национальных -настроений в Украине церковно-политическая ситуация в республике резко обострилась.
В частности, среди духовенства и мирян Украинского Экзархата обнаружились тенденции к обособлению от Московского Патриархата.
На имя Патриарха Пимена и митрополита Киевского, Патриаршего Экзарха Украины Филарета поступали послания от клириков из западноукраинских епархий с призывами даровать автокефалию Экзархату. Архиерейский Собор Русской Православной церкви 30—31 января 1990 года принял «Положение об экзархатах», которое предоставляло последним в СССР (Украинскому и Белорусскому экзархатам) бо́льшие права в самоуправлении, а также право именоваться Украинской и Белорусской Православными Церквами.
9 июля 1990 года в Киеве состоялось совещание Украинского епископата, который, рассмотрев сложившуюся ситуацию, констатировал, что в западных епархиях продолжается религиозный конфликт между православными и грекокатоликами: процесс легализации униатской церкви на Западной Украине принял характер религиозной агрессии против Украинской православной церкви и террора по отношению к православным в этом регионе; незаконные действия униатов не пресекаются местными властями, а наоборот, последние при передаче униатам храмов принимают дискриминационные решения в отношении православных; в такого рода условиях православные под давлением со стороны униатов и поддерживающих их местных властей, не желая принимать унию, вынуждены зачастую переходить в Украинскую автокефальную православную церковь (УАПЦ). В связи с этим епископат Украинской православной церкви принял Обращение к Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II и Священному Синоду Русской православной церкви, в котором содержались предложения, призванные усилить авторитет священноначалия УПЦ для более активного противостояния раскольникам из УАПЦ и униатам. Обращение было одобрено Синодом Украинского экзархата 10 июля 1990 года. Священный Синод РПЦ 20 июля 1990 года (журнал № 112) ознакомился с постановлением Синода УПЦ от 10 июля 1990 года и постановил рассмотреть его на внеочередном Архиерейском Соборе, для чего была образована Комиссия под председательством митрополита Ювеналия (Пояркова). Материалы и предложения по данному вопросу были направлены всем епископам РПЦ и вынесены на обсуждение и утверждение Архиерейского Собора.
25—27 октября 1990 года под председательством Патриарха Алексия в синодальной резиденции в Свято-Даниловом монастыре состоялся Архиерейский Собор в составе 91 иерарха РПЦ. После рассмотрения Обращения Архиерейский Собор определил:

  1. Украинской Православной Церкви предоставляется независимость и самостоятельность в её управлении.
  2. В связи с этим наименование «Украинский Экзархат» — упраздняется.
  3. Предстоятель Украинской Православной Церкви избирается Украинским епископатом и благословляется Святейшим Патриархом Московским и всея Руси.
  4. Предстоятель Украинской Православной Церкви носит титул «Митрополит Киевский и всея Украины».
  5. Митрополиту Киевскому и всея Украины, в пределах Украинской Православной Церкви, усвояется титул «Блаженнейший».
  6. Митрополит Киевский и всея Украины имеет право ношения двух панагий и предношения креста во время Богослужения.
  7. Синод Украинской Православной Церкви избирает и поставляет правящих и викарных архиереев, учреждает и упраздняет епархии в пределах Украины.
  8. Митрополит Киевский и всея Украины как Предстоятель Украинской Православной Церкви является постоянным членом Священного Синода Русской Православной Церкви.
  9. Настоящее Определение Архиерейского Собора Русской Православной Церкви подлежит утверждению Поместным Собором Русской Православной Церкви со внесением соответствующих изменений в Устав об управлении Русской Православной Церкви.

Вплоть до января 2009 года, во всё время патриаршества Патриарха Алексия II, Поместный Собор не собирался, оставляя новый статус УПЦ неутверждённым; был утверждён в числе прочих деяний всех Архиерейских Соборов в период между Поместными Соборами на Поместном Соборе РПЦ в Москве в конце января 2009 года.

Первым предстоятелем «независимой и самостоятельной в своём управлении» УПЦ стал митрополит Филарет (Денисенко), получивший Благословенную Грамоту Московского Патриарха Алексия II о даровании Украинской Церкви независимости и самостоятельности в её управлении 28 октября 1990 года в историческом кафедральном соборе киевских митрополитов — соборе Святой Софии.
22—23 ноября 1990 года в Киеве проходил первый Собор Украинской Православной Церкви, созванный решением Синода УПЦ. На Соборе присутствовали правящие архиереи всех двадцати епархий республики, представители духовных школ, мужских и женских монастырей, Киево-Печерской и Почаевской лавр, клирики и миряне.
24 августа 1991 года, после провала августовского путча, Верховный Совет Украины провозгласил Акт о государственной независимости. 1—3 ноября 1991 года в храме преподобных Антония и Феодосия в Киево-Печерской Лавре митрополит Филарет собрал Собор Украинской Православной Церкви, на котором присутствовал весь украинский епископат, делегаты от 22 епархий в лице клириков и мирян, избранных на епархиальных собраниях, представители 32 монастырей, представители духовных школ. Собор вынес Определение о полной самостоятельности Украинской Православной Церкви, просившее Патриарха Алексия II и епископат Русской Православной Церкви даровать Украинской Православной Церкви полную каноническую самостоятельность, то есть автокефалию.
Вскоре три архиерея — епископы Черновицкий Онуфрий (Березовский), Тернопольский Сергий (Генсицкий) и Донецкий Алипий (Погребняк) — дезавуировали свои подписи под Обращением, тем самым выбрав путь служения не собственному народу, а «великому старшему брату».
На следующий день, 23 января, решением Синода УПЦ они были смещены со своих кафедр.
Священный Синод РПЦ, состоявшийся 18—19 февраля 1992 года, принял обращение к митрополиту Филарету и епископату Украинской Православной Церкви с требованием «Незамедлительно пересмотреть решение Украинского Синода от 23 января, чтобы внести мир в сердца братьев архиереев и в их скорбящую паству, взывающую ныне о справедливости в Церкви. Это позволит сохранить мир церковный и единство Украинской Православной Церкви».
31 марта 1992 года в Даниловом монастыре в Москве открылся Архиерейский собор РПЦ, заседания которого продолжались до 5 апреля. В его деяниях участвовали 97 архиереев. С 1 по 4 апреля Архиерейский Собор обсуждал ходатайство епископата УПЦ о предоставлении Украинской Православной Церкви автокефального статуса. В своём докладе на Соборе митрополит Филарет обосновывал необходимость предоставления Украинской Православной Церкви автокефалии политическими событиями: распадом СССР и образованием независимого Украинского Государства. После доклада митрополита Филарета началась дискуссия, в которой участвовало большинство архиереев. Епископ Ульяновский и Мелекесский Прокл (Хазов) говорил в своём выступлении, что автокефалия не спасёт Православие Украины, если не будет избран новый Предстоятель УПЦ.
Наблюдается полная аналогия в стремлении украинских архиереев к полной, а не фиктивной самостоятельности Украинской Православной церкви со стремлением грузинских архиереев в конце XIX и начале XX века к восстановлению автокефалии Грузинской Православной церкви и препятствованию Московской патриархии в этих стремлениях.
Какая же ситуация на сегодняшний день в Украинской Православной церкви, ещё совсем недавно именующейся с приставкой Московской патриархии.
Даже де-юре, исходя из некоторых пунктов ее Устава, которые будут приведены ниже, УПЦ это такой филиал РПЦ в Украине, а уж фактически можно привести множество примеров прямого управления ею Московской патриархией!

13 августа 2014 года новым предстоятелем был «избран» митрополит Онуфрий (Березовский), тот самый, который дезавуировал свою подпись под письмом об автокефалии Украинской Православной церкви, и думаю понятно как проходило это «избрание».
17 августа 2014 года новоизбранный митрополит Черновицкий и Буковинский Онуфрий вступил в должность предстоятеля УПЦ — возле Успенского собора Киево-Печерской лавры прошла его интронизация.
По просьбе митрополита Онуфрия в ноябре 2017 года Архиерейский собор Русской православной церкви внёс в Устав Русской православной церкви изменения, доказывающие фиктивность даже в каноническом и юридическом аспекте автономность УПЦ в частности:

* на УПЦ МП была прямо распространена юрисдикция Архиерейского и Поместного соборов и, с оговорками, Священного синода РПЦ;
* введена норма о необходимости утверждения Архиерейским собором РПЦ решений Священного синода УПЦ МП об образовании или упразднении епархий;
* высшей церковно-судебной инстанцией для УПЦ МП был определён Архиерейский собор РПЦ (до этого высшей инстанцией являлся Собор епископов самой УПЦ МП).
Чего стоит факт, развенчивающий миф о автономии Украинской Православной церкви стало постановление последнего синода РПЦ от 20 ноября 2020 года, касающееся «епархий и приходов за рубежом, в котором говорится о перевода клирика Ровенской епархи Протоиерея Владимира Левченюка и , направить в распоряжение управляющего Испано-Португальской епархией.
Вроде ничего противоречащего церковным каноном, клирика одной епархии Синод переводит в другую епархию, но а как же «автономия» УПЦ, если в пункте «В» статьи 7 её Устава написано: решение богословских, литургических, дисциплинарных, пастырских и церковно-административных вопросов входит в обязанности Синода именующей себя почему-то Украинской Православной церкви.


Error

default userpic

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.