mammik7272

Categories:

Грузинская Православная церковь и её роль роль в христианском мире

Грузинская Православная церковь и её роль роль в христианском мире

Как ни странно, но русские в настоящее время больше ознакомлены с почти полудикими лопарям и вогулами, чем с единородными грузинами и их историей, тогда как грузины своими важными заслугами перед христианством, совместно с высокой национальной своей культурою, бесспорно заслуживают большого, при том серьезного и тщательного внимания и изучения. С прискорбием приходится даже констатировать печальный факт отсутствия на русском языке добросовестного и обстоятельного труда по грузинской истории вообще и вследствие такого непростительного игнорирования и пренебрежительного отношения грузинская история для русских — terra incognita. Еще А. С. Грибоедов упрекал соотечественников своих в совершенном незнании Грузии. Современные же российские историки и даже политики пишут «новую», чаще всего абсурдную историю Грузии.
Нужно заметить, что до XVII века Грузия не была территориально так ограниченной и политически ослабленной, а Россия столь обширной и могущественной, какими мы видим их ныне. Когда девять с половиною веков тому назад Таврские Руссы приняли православное христианство и когда в Руси стали появляться слабые признаки гражданственности и только что стала проникать из Болгарии готовая славянская церковная письменность, новопросвещенная страна находилась, как почти единогласно утверждают, русские ученые, под сильным культурным влиянием Византии, каковое поддерживалось, по их мнению, при посредстве цветущих греческих эмпирии по берегам Евксинского Понта и при помощи славянских придунайских княжеств. Но при этом они упускают из виду, или намеренно закрывают глаза и не хотят заметить, что в указанное время, кроме византийской империи, на рубеже Святой Земли существовало другое сильное и обширное православное грузинское государство, которое своими границами ближе подходило к тогдашней Руси, чем Византия. Вспомним пограничную с абхазо-карталинским царством азовскую колонию Тмутаракань удел второго сына Ярослава Святослава, возникшую на месте старой колонии Таматарха (Тамань). Да и едва-ли можно допустить, чтобы в XI—XII в. в. в столь отдаленную эпоху могло происходить непосредственное влияние византийского просвещения на Россию. Известный исследователь русской культурной жизни профес. П. Н. Милюков говорит, что «византийское культурное влияние на Россию оставалось бессильным до конца XV века». А какое же влияние было в силе до XV века?
Благодаря миссионерской деятельности грузинских подвижников, а также соприкосновению граница, культурная Грузия не могла не оказывать духовно-просветительного воздействия на обитателей Руси, тем более что IX—XII века в истории грузинской церкви считаются золотой эпохой религиозно-духовного просвещения Грузии. И действительно, в означенный период богословская письменность, литература и церковное зодчество достигли в Иверии высшего своего расцвета, Русь же тогда находилась, как свидетельствуют несомненные исторические данные, на самой низкой степени развития и в религиозном и в гражданском отношении. Нельзя, конечно, придавать значения измышлениям летописца, который представляет Русь X—XI в. в. как организованное государство, имевшее свои законы, войска, флот, города, коммерсантов, летописцев и т. д. Иноземные источники совсем в ином виде рисуют Русь. Они (арабские писатели и др.) представляют жителей тогдашней Руси стоявшими слишком близко к природе, полудикими. Да и сам летописец проговорился в одном месте о нравах своих предков, которые «живяху, скотски… живяху в лесах»…
Люди приносими были в жертву идолам еще при Владимире. Не следует забывать, что Иверия (Грузия), священный удел Царицы небесной, была известна всему христианскому миру как самая строгая исповедника и ревностная исполнительница божественного учения: «Грузины Христины, свидетельствует историк Прокопий (V—VI в.в.) сенатор и секретарь знаменитого Юстинианова полководца Велизария, между всеми известными под этим изменим, самые строгие блюстители священных постановлений, хотя издревле подвластны царям персидским».
Каким высоким авторитетам и завидным почётом пользовалась грузинская церковь в средние века, преисполненные разных религиозных распрей и расколов, это лучше всего показывает тот знаменательный факт, что избранный на вакантную готскую епископскую кафедру Иоанн, уроженец Партенита, прибыв в Константинополь для хиротонии в сан епископа и нашедши здесь церковь, обуреваемая расколом, по причине царившего иконоборства, порешил принять посвешение в епископский сан от грузинской церкви, действительно поехал в Грузию и был хиротонисан в мцхетском патриаршем соборе Свети-Цховели грузинским католикосом Иоанном в 758 году 26-го июня. Это на языке церковно-юридическом значит, что готский епископ Иоанн признал себя и свою епархию в известной зависимости от Мцхетского католикоса, имя которого, несомненно возносил он на Божественной литургии.
Знаменитый грузинский духовный писатель, игумен Иверского монастыря Георгий Мтацмидели в диспуте с патриархом Антиохийским Феодосием III, сказал: «знай, владыка, что было время, когда во всей Греции (Византии) до такой степени поколеблено было православие, что трудно было указать на какую не будь её церковную область, чтобы в ней исповедуемо было апостольское православие; между тем как, в то время, да и теперь, наша страна твёрдо хранила и хранит переданное ей апостолами сокровище православного исповедания. В то трудное время не было почти православного храма в греческих обителях для рукоположения в епископы Готского св. Иоанна; поэтому его рукоположили у нас, в нашем патриаршем храме Животворящего и мироточивого столпа Мцхетского, и затем он послан был на кафедру Готскую, как об этом свидетельствует и наш, и ваш большой синаксар». Об этом же свидетельствуют как восточные, так и западные церковные историки, а также вещественные памятники. При раскопках древних церковных памятников в Херсонесе нашли плиту с греческою надписью следующего содержания: «Православные жители Готфеи в 750 году избирают в пастыри Иоанна и посылают его в Иверию к патриаршему престолу, где он, рукоположенный в епископы, сохраняет невредимыми догматы церкви-правую веру». Надпись эта, вполне подтверждая приведенный факт, указывает точно и самую дату. Иоанн Готский, посвященный во Мцхете, считается одним из главных виновников созыва VII вселенского собора.

Error

default userpic

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.